Россельхознадзор в ходе мониторинга данных компонента ФГИС «ВетИС» - «Меркурий» - фиксирует не единичные случаи, когда на одной производственной площадке регистрируется несколько юридических лиц, использующих одно оборудование и одни и те же помещения для выработки продукции животного происхождения. При этом в ходе проверок и отбора проб подконтрольных товаров Служба выясняет, что такие предприятия выпускают фальсифицированные молочные и мясные продукты.
Ведомство принимает в отношении нарушителей подобного типа предусмотренные действующим законодательством административные меры, в том числе, налагает штрафы, инициирует судебное приостановление деятельности, блокирует их регистрацию в ИС «Цербер» и ФГИС «Меркурий».
Однако практика и мониторинг правоприменения четко показывают, что всего арсенала этих мер недостаточно, настолько выгодно бывает недобросовестным лицам производство контрафактной и фальсифицированной продукции. Это обусловлено тем, что размер штрафов за подобные нарушения не является останавливающим, тем более что он никак не связан с уровнем извлекаемых из противоправной деятельности доходов. Что касается приостановления деятельности и временной блокировки регистрации юридических лиц, то недобросовестные предприниматели эти меры достаточно легко обходят, поскольку регистрация новых компаний в любом количестве в России предельно упрощена и либерализована, равно как и их регистрация во ФГИС «ВетИС». Стоит предпринимателю зарегистрировать не одну компанию, а несколько, как он приобретает возможность в случае приостановки деятельности или регистрации «пойманной» за нарушение компании, просто продолжать вести ту же деятельность с той же степенью недобросовестности от лица «запасной» компании.
Официально эти компании могут не являться зависимыми, подчиненными или составными частями какого-либо холдинга или корпорации, вследствие чего проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении одного из них не влечет за собой возможности проверить деятельность остальных, чем они и пользуются с целью сокрытия правонарушений.
При этом они могут иметь одних и тех же учредителей или скрывать конечных бенефициаров компании, используя в качестве учредителей и топ-менеджеров подставных лиц. Непрозрачность организационно-хозяйственных связей между группой таких компаний, сложные схемы перемещения/перепродаж продукции при осуществлении поставок через третьих лиц не всегда позволяют привлечь к надлежащей ответственности всех виновных и оперативно принять меры по исключению из оборота некачественных и потенциально небезопасных товаров.
В результате нередко после выявления Россельхознадзором нарушителей ветеринарного законодательства, работающих на одной производственной площадке, и привлечения их к установленной ответственности, по указанному адресу регистрации «появляются» новые (точнее «запасные») предприятия, которые также выпускают фальсифицированные продукты и якобы не имеют ничего общего с нарушителями, кроме единых помещений и оборудования.
Случаи выявления деятельности по одному адресу нескольких юридических лиц, выпускающих потенциально небезопасную продукцию, зафиксированы, в частности, Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям. Такие организации, осуществляя деятельность на одной площадке, как правило, производят некачественные товары под разными брендами и торговыми марками. В этой конкретной ситуации в настоящий момент разбираются правоохранительные органы.
В связи с тем, что обнаружение подобных нарушений участилось (мы не можем сказать, что их стало больше – нет такой статистики, возможно, их осталось столько же, сколько и было, но улучшились меры по их выявлению), Россельхознадзор считает необходимым внесение в законодательство норм:
(1) обязывающих полностью раскрывать бенефициаров всех уровней при регистрации компаний, имеющих в сфере деятельности производство и обращение продуктов питания и кормов;
(2) вносящих запрет на регистрацию новых компаний, имеющих в сфере деятельности производство и обращение продуктов питания и кормов, лицами (бенефициарами, учредителями), если ранее зарегистрированная одним из них компания занималась производством или вводом в обращение контрафактной, фальсифицированной продукции;
(3) при выявлении случаев выпуска в оборот или легализации в обращении контрафактной или фальсифицированной продукции и принятии в установленном порядке решения о временной приостановке деятельности такой компании, и, соответственно, ее регистрации во ФГИС «ВетИС», применять идентичные меры и в отношении иных компаний, в которых учредителями и/или топ-менеджерами являются те же лица.
Такие меры (они успешно апробированы и используются в некоторых странах), несомненно, позволят ограничить деятельность недобросовестных лиц, ограничить производство и обращение контрафактной и фальсифицированной продукции, улучшить ситуацию с защитой жизни и здоровья людей и животных, а также с защитой прав потребителя.