Журнал "Комбикорма" — единственное периодическое издание, освещающее все вопросы производства и использования комбикормов: экономика, техника, технология, эффективность применения в хозяйствах

По результатам конференции «Продовольственная безопасность России в условиях работы в ВТО», проходившей в Международной промышленной академии, были приняты рекомендации

В 2012 году Россия присоединилась к Всемирной торговой организации, что обострило проблемы, стоящие перед отечественными производителями сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В связи с этим конференция считает необходимым рекомендовать органам государственной законодательной и исполнительной власти разработать и реализовать комплекс мероприятий по безусловному обеспечению продовольственной безопасности и продовольственной независимости России, повышению конкурентоспособности российских производителей продовольственных товаров в условиях действия правил ВТО, в том числе, по мнению участников конференции важно:

  • Перейти от аграрной к агропродовольственной политике, обеспечивающей равноправный доступ к бюджетной поддержке не только сельхозпроизводителей, но и хозяйствующих субъектов других отраслей агропродовольственного сектора – предприятийпо хранению, распределению и переработке национальной агропродовольственной продукции, производителей отечественных пищевых продуктов.
  • Создать межведомственную рабочую группу как постоянную площадку для обсуждения актуальных вопросов государственной поддержки предприятий отраслей АПК, а также возникающих в условиях ВТО рисков и угроз для сельскохозяйственных производителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья.
  • Обеспечить интеграцию агропромышленного комплекса России в мировое торговое пространство, в связи с чем предусмотреть соответствующие меры по улучшению агропродовольственной политики, в том числе:

повышение эффективности управления себестоимостью сельхозпродукции исходя из условия снижения воздействия межотраслевых диспропорций путем индексирования бюджетной поддержки, либо других механизмов компенсации выпадающих доходов при изменении тарифов и цен на услуги естественных и рыночных монополий, производителей и поставщиковсредств производства и ресурсов, оказывающих существенное влияние на формирование себестоимости сельхозпродукции;

отказ от политики сдерживания закупочных цен на сельхозпродукцию в целях повышения рентабельности сельскохозяйственной деятельности и финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности отрасли, при одновременном введении мер поддержки потребления в форме продовольственных дотаций (или их аналогов) малоимущим гражданам;

изменение механизмов ценового регулирования, предусматривая переход к минимальным гарантированным ценам, уровень которых должен быть достаточно низок и соответствовать себестоимости производства в  эффективных хозяйствах, а также активное использование   залоговых операций с государственной поддержкой, компенсирующей часть затрат на хранение и страхование сохранности продукции, с использованием складских свидетельств;

разделение бюджетной поддержки на два основных направления: средства поддержки и средства развития, при этом необходимо обеспечить концентрацию средств поддержки на жестко ограниченном перечне направлений деятельности, а средств развития на формировании общедоступной рыночной инфраструктуры агропродовольственного рынка и межрегиональных аграрных кластеров;

обеспечение приоритета поддержки и относительной стабильности доходности конкурентоспособных хозяйств, которые являются точками роста, используя выплаты не связанные с объемами производства;

разработка и реализация программ расширения внутреннего спроса, реальной глубокой переработки сельхозпродукции, производимой для внутреннего и внешнего рынков;

переход от субсидирования кредитов к прямым госинвестициям на условиях государственно-частного партнерства и создание агентства по кредитованию организаций агропродовольственного рынка;

обеспечение доступа к кредитным средствам для закупки необходимых ресурсов, с учетом имеющейся у заемщика производственной базы и эффективности ее использования, чтобы поддержать сохранение сформированного технологического уровня производства и рост производительности труда;

реальное стимулирование сбыта сельскохозяйственной продукции и программ расширения масштабов, структуры и географии поставок агропродовольственной продукции, отказ государства от любых (тарифных и нетарифных) ограничений закупочных цен и агропродовольственного экспорта без компенсации сельскохозяйственным производителям упущенной выгоды в результате ограничения каналов реализации продукции;

создание потенциала для будущего – развитиенаучных исследований, тематика которых должна быть выработана совместно с бизнесом, что подтверждает его готовность к внедрению, при этом необходимо создавать исследовательские центры в рамках региональных межотраслевых кластеров;

синхронизация наднациональных и национальных мер и инструментов государственного регулирования исходя из целей общей аграрной политики единого экономического пространства, ответственного международного разделения труда, что предусматривает специализацию стран в тех или иных отраслях и позволит аккумулировать средства для поддержки производителей именно этих отраслей в объеме, достаточном для обеспечения конкурентоспособности.

  • Учитывая необходимость первоочередного решения возникших в связи с присоединением России к ВТО проблем в ряде отраслей агропродовольственной сферы, целесообразно:
    • рассмотреть вопрос о соответствии пошлин на экспортируемые и импортируемые сельскохозяйственные и продовольственные товары;
    • предусмотреть возможность прямого субсидированиязатрат сельскохозяйственных производителей;
    • рассмотреть возможность распространения условий, принятых ОАО «Росагролизинг» для сельхозпроизводителей на перерабатывающие и пищевые отрасли;
    • обеспечить перспективное развитие хлебопродуктового комплекса России по всей цепи от производства и хранения зерна до выработки муки и дальнейшего производства хлебобулочных изделий;
    • усилить государственную поддержку мяснойотрасли, которая обеспечит постепенное замещение импорта и поставку потребителю качественной незамороженной мясной продукции. Сместитьприоритеты с абсолютного роста производства на соответствие требованиям качества и ассортимента мяса со стороны мясоперерабатывающей отрасли и сетевой розницы;
    • учитывая наиболее сложную ситуацию в свиноводческой отрасли, найти возможность предусмотреть выделение разовых дотаций на компенсацию части затрат, связанных с ростом цен на зерно в 2013 г., а также, с учетом правил ВТО, принять весь комплекс возможных мер по регулированию импорта свинины. Обеспечить ежегодно в течение 5 лет выплату дотаций из расчёта 5 руб. на кг живого веса свинины с целью частичной компенсации выпадающих доходов свиноводческой отрасли из-за присоединения России к ВТО. С целью минимизации риска внутреннего перепроизводства с 2015 – 2016 гг. начать использование комплекса мер по сдерживанию строительства новых мощностей;
    • разработать механизмы повышения доступности кредитных ресурсов и уровня развития инфраструктуры в сфере управления АПК;
    • разработать целевую программу кадрового обеспечения отраслей АПК по всем основным категориям.

Учитывая имеющиеся бюджетные ограничения по поддержке агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса РФ на период 2013-2020 гг., с целью наиболее эффективного использования средств государственной поддержки провести анализ и дать рекомендации по наилучшему размещению производства агропромышленной продукции. При проведении анализа следует принимать во внимание не только природно-климатические условия, но и наличие трудовых ресурсов и инфраструктуры и т.д.

  • Разработать программу опережающего научно-производственного развития отраслей АПК.
  • Провести анализ и последующую модернизацию отдельных отраслей, инициировать инвестирование в капиталоемкие проекты, а также разработать механизмы стимулирования замены устаревшего оборудования.
  • Обсудить возможность проведения экспериментов по определению эффективности вариантов механизмов оказания государственной поддержки АПК в разных регионах России для адаптации к условиям работы в ВТО.

В предстоящей работе большую роль должны сыграть отраслевые союзы и ассоциации АПК, представляющие интересы действующих предприятий и компаний, в полной мере располагающие информационной базой о состоянии и возможностях отдельных предприятий, отраслей по регионам и в целом АПК.

Реализация предложенных мероприятий обеспечит широкие возможности и адаптацию агропромышленного комплекса к новым условиям его функционирования в рамках ВТО.

Конференция выражает надежду, что настоящие Рекомендации будут учтены Правительством Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации,Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации Российской Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию, Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по аграрным вопросам, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в их деятельности по обеспечению необходимых мер защиты и поддержки АПК в условиях работы в ВТО, дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности и продовольственной независимости России.

Рекомендации приняты с цельюнаправления в федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, отраслевые союзы и ассоциации товаропроизводителей иопубликования в СМИ.

Президиум конференции «Продовольственная безопасность России в условиях работы в ВТО»
15 апреля – 15 мая 2013 г.

В работе конференции приняли участие более 300 руководителей и ведущих специалистов агропромышленных холдингов, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, представителей отраслевых союзов и ассоциаций, органов федеральной исполнительной власти и органов управления АПК субъектов Российской Федерации, ученые и представители СМИ из 15 регионов России и 15 стран ближнего и дальнего зарубежья (Беларусь, Бельгия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, КНР, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, США, Украина, Франция, Швейцария).

Организаторы конференции: Министерство сельского хозяйства РФ и Международная промышленная академия. Поддержку конференции оказали Совет Федерации ФС РФ, Государственная Дума ФС РФ, Министерство экономического развития РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Аграрный центр МГУ им. М.В. Ломоносова и Ассоциация отраслевых союзов АПК.

В адрес участников конференции были направлены приветствия от министра сельского хозяйства РФ Н.В. Федорова, председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунова, председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам Н.В. Панкова, председателя Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК, председателя Комитета ТПП РФ по развитию АПК В.А. Семенова и президента Международной промышленной академии В.А. Бутковского.

НОВЫЙ НОМЕР!
№ 6

Дорогие читатели!

ПОДПИСКА-2018 подписка на ежемесячный журнал «КОМБИКОРМА» Подписные индексы в каталоге «Роспечати» на год 71379, на полугодие 70435 Стоимость одного экземпляра - 400 руб. (без учета доставки) Также вы можете подписать заявку по электронной почте: red-kombikorma@yandex.ru
  • номер 06

    2024

  • номер 05

    2024

  • номер 04

    2024

  • номер 03

    2024

  • номер 02

    2024

  • номер 01

    2024

  • номер 12

    2023

  • номер 11

    2023

  • номер 10

    2023

  • номер 09

    2023

  • номер 07–08

    2023