Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт 23 декабря провел видеосовещание с Национальной мясной ассоциацией, Национальным союзом птицеводов, Национальным союзом свиноводов, входящими в них компаниями, а также общественной организацией «Опора России». Это пятая в этом году онлайн встреча ведомства с представителями деловых кругов по теме импорта кормов и кормовых добавок из зарубежных стран и контроля их качества и безопасности. Предыдущие совещания прошли 16 декабря, 11 ноября, 20 сентября и 6 июля.
Россельхознадзор сообщил, что проводит масштабную работу по наведению порядка на рынке кормовой продукции в России. В ходе видеоконференции в очередной раз были обсуждены неудовлетворительные результаты лабораторного мониторинга импортных кормов и кормовых добавок и проведенных инспекций иностранных поставщиков. При этом уровень инициируемого Россельхознадзором взаимодействия с компетентными ведомствами стран-экспортеров кардинально разнится. Ряд ветеринарных служб проявляют намерение к сотрудничеству, готовность к усилению контроля и заинтересованность в российском рынке. Следствием этого становится расширение списка одобренных экспортеров. Однако такое отношение демонстрируют далеко не все страны-поставщики.
Несмотря на выявленные системные пробелы в государственном и производственном контроле в странах Евросоюза, достаточные для введения более масштабных ограничений, Россельхознадзор продолжает сотрудничество с компетентными ведомствами, проведение инспекционной работы, и остается открытым для диалога с российскими импортерами. В частности, на начало 2022 года запланированы аудиты французских и австрийских компаний и систем надзора за отправляемой в Россию продукцией в этих странах.
Отмечено, что одними из наиболее часто выявляемых нарушений при лабораторном мониторинге кормовой продукции являются:
- несоответствие компонентного состава, как кормов, так и кормовых добавок и витаминов, указанному на маркировочных этикетках. Из 450 исследованных проб подобные нарушения были выявлены в 380, что говорит о безответственном подходе к контролю качества продукции в странах-поставщиках.
- содержание незарегистрированных ГМ-компонентов.
При этом с момента начала действия переходного периода, который был дан ветеринарным службам и компаниям-экспортерам для исправления ситуации, прошло уже 6 месяцев, которых достаточно для регистрации ГМ-кормов, а также перерегистрации кормовых добавок с внесением изменений в компонентный состав, если он был изменен и на данный момент не соответствует маркировке. Однако ни одна компания такой заявки не подала.
Сергеем Данквертом подчеркнуто, что изменению ситуации с импортом кормовой продукции может способствовать только повышение уровня ответственности и контроля как со стороны иностранных регулирующих ведомств и компаний-поставщиков, так и российских импортеров.
Еще одной темой диалога стала обсуждаемая в СМИ нехватка витаминов и аминокислот для производства комбикормов для сельскохозяйственных животных. Проблема с перебоями поставок некоторых видов кормовых добавок имеет общемировое значение. Сократились их отправки из Китая, что оказалось чувствительным для мирового и российского животноводства. Что касается лизина, основную роль в этом вопросе сыграл экономический фактор. Так, в 2021 году крупные поставщики из Бразилии, Кореи, Франции перестали поставлять аминокислоты в Россию.
На этом фоне Россельхознадзор работает над расширением возможностей импорта. В декабре были разрешены поставки в РФ кормовых добавок, в том числе холина, с китайских предприятий Taian Havay Chemicals Co. и Hebei Kangdali Pharmaceutical Co, Ltd. Ранее в ноябре был возобновлен ввоз лизиносодержащих добавок с одного из крупных индонезийских производителей.
Россельхознадзор предложил отраслевым союзам направить в адрес ведомства сведения о конкретных категориях кормовых добавок, объемы импорта которых не удовлетворяют текущим потребностям рынка.
В заключение встречи ведомство отметило, что готово и дальше рассматривать ходатайства российских деловых кругов и расширять перечень поставщиков кормовой продукции как для продуктивных, так и непродуктивных животных, деятельность которых четко контролируется ветеринарными службами в части выполнения требований российского законодательства.