Минувший год можно смело назвать самым мрачным в истории по последствиям распространения гриппа птиц. Начиная с весны, ситуация стала приобретать характер панзоотии. По данным Всемирной организации здравоохранения животных (WOAH), в 2022 году на территории 70 государств зарегистрировали 7,6 тысяч очагов гриппа в популяциях домашней и дикой птицы. На территории России за тот же период было зарегистрировано 56 очагов заболевания из 7 случаев на птицефабриках и 6 - в дикой фауне.
Ущерб для отраслей птицеводства отдельных стран и регионов стал беспрецедентным. Так, в США было уничтожено 50,5 млн голов домашней птицы, в странах Европы 48 млн, а Япония потеряла 10 млн голов. Одной из причин таких высоких потерь птицепоголовья в западных странах стала так называемая «зеленая повестка», отказ от клеточного содержания птицы и перевод предприятий к открытому типу содержания, что, в свою очередь, приводит к практически свободному контакту с дикой птицей. По данным WOAH, около 80% вспышек гриппа птиц в 2022 были связаны с дикой птицей.
России же удалось добиться небольших потерь коммерческого поголовья за счёт учета и исправления ошибок, приведших к ситуации 2021 года, когда потери одной только «Боровской» Птицефабрики в Тюменской области достигли 4 млн голов несушек. В годовом исчислении вынужденное уничтожение поголовья компании и связанные с гриппом карантинные мероприятия повлекли за собой невозможность производства 1 млрд штук пищевого яйца. Системная работа по повышению уровня биозащиты предприятий и усиления контроля за исполнением ветеринарного законодательства, применение регионализации и информационных систем обеспечения прослеживаемости продукции в 2022 году дали свои положительные плоды.
Кроме промышленного птицеводства, серьезный урон был нанесен и мировой дикой фауне. Обычно дикая птица более устойчива и является переносчиком возбудителя, а случаи массовой гибели единичны. В этот же раз, начиная с весны, ученые и орнитологи из разных стран стали сообщать о случаях массового падежа дикой восприимчивой птицы, причем количество погибших исчислялось тысячами. Больше всего пострадали колонии гнездящихся морских птиц. В ноябре прошлого года грипп птиц был обнаружен в Южной Америке. Ученые подозревают, что мигрирующие чайки Франклина принесли подтип H5N1 из США. Погибло более 13 тыс. морских птиц, в том числе более 5,5 тыс. пеликанов в Перу. Также отмечались случаи заражения нетипичных видов птиц. Так, в США жертвами вируса стали белоголовые орланы, ястребы и совы.
Полной же неожиданностью от эпизоотического сезона гриппа птиц 2021-2022 стала массовость инфицирования и падежа от этого заболевания диких млекопитающих. На территории стран Европы и Северной Америки были зафиксированы случаи заражения и гибели следующих видов животных: енотовидная собака, койот, рыжая лиса, выдра, барсук, европейский хорек, фретка, американская норка, енот, рысь обыкновенная, рыжая рысь, куница-рыболов, скунс, опоссум, американский черный медведь, домашняя свинья, серый тюлень, портовой тюлень, дельфин афалина и морская свинья. Все перечисленные виды животных относятся к хищникам или всеядным, которые могут питаться падалью.
Случаи инфицирования и гибели диких плотоядных, по всей видимости, были вызваны скоплениями павшей птицы и, соответственно, высокой концентрацией возбудителя.
Российские и зарубежные ученые сходятся во мнении, что случаи заражения произошли при употреблении остатков павшей птицы. При этом внутри межвидовая передача вируса гриппа птиц в настоящий момент отсутствует. В то же время эволюция — это динамичный процесс, и чем больше у вируса возможностей к приобретению новых мутаций, тем больше он получает шанс к укоренению в новых популяциях. Поэтому ни в коем случае нельзя терять бдительности.
В России в прошлом году все случаи массового падежа диких животных были оперативно расследованы, а павшие особи утилизированы, что позволило удержать эпизоотическую ситуацию под контролем. В этом большая заслуга не только ветеринарных специалистов и ученых, но и представителей охотничьего сообщества, а также активных граждан, сообщающих о всех подозрительных случаях.