Западные страны потеряли от российского продэмбарго 9,3 млрд долларов, посчитали эксперты аналитического центра при правительстве России в своем докладе "Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года". Введение в 2014 году и последующее расширение продовольственного эмбарго шло по пути охвата все большего количества стран и списка санкционных товаров. По охвату первая волна эмбарго оказалось самой масштабной: под ее действие подпал объем импорта в Россию примерно на 9,1 млрд долларов (по данным за 2013 год). Расширение эмбарго в 2015 году на Исландию, Албанию, Черногорию и Лихтенштейн охватил еще 241 млн долларов (по данным за 2014 год).
Эксперты проанализировали динамику импорта в Россию основных продуктов, попавших под эмбарго, изменение структуры стран-экспортеров, замещение выбывших объемов импорта продовольствия, изменение положения компаний на российских продовольственных рынках, а также влияние эмбарго на страны, попавшие под него. По их мнению, практически все продовольственные рынки испытали сильное негативное воздействие падения доходов населения и роста цен.
При этом существенного отрицательного воздействия продовольственных "антисанкций" не отмечается - рынки уже адаптировались различными способами: рынок мяса - за счет роста внутреннего производства; рынок рыбы - в основном, за счет отказа в пользу более дешевого мяса, а также за счет перераспределения в пользу других стран-экспортеров и роста внутреннего производства; рынок молока и молочных продуктов - за счет роста внутреннего производства и усиления позиций белорусских производителей на российском рынке; рынок фруктов и овощей - за счет роста непромышленного приусадебного производства и частичного переключения на иных иностранных поставщиков.
Введение продовольственного эмбарго привело к изменению положения действующих игроков на рынке. Часть иностранных брендов и российских компаний, которые занимались поставками импортной продукции, ушли либо снизили свою долю. Это привело к некоторому росту долей рынка у действующих крупных компаний (на рынках мясных, рыбо- и морепродуктов), появлению новых небольших отечественных производителей (рынок сыров), а также росту доли собственных торговых марок торговых сетей (практически на всех продовольственных рынках). Существенная девальвация рубля заметно снизила привлекательность импортных товаров для российских потребителей, что сказывается на емкости рынка для зарубежных экспортеров и вносит свой вклад в снижение импорта.
ИНТЕРФАКС